Социальная маска
Часть II. Светлая сторона луны

Социальная маска

Понятно, что мы далеко не всё можем говорить вслух, умалчиваем не только из страха получить дозу негатива, но также из нежелания обидеть, задеть или сделать больно, да помимо всего прочего прослыть непорядочными людьми. На самом деле это всё оправдания, которые мы сами себе озвучиваем, дабы спокойно продолжать вести себя именно таким, а не каким-то другим, образом. А под этими оправданиями находятся совершенно другие причины, те, что мы тщательно от себя скрываем, которые поднимать и трогать лишний раз не хотим. Всё это приводит к тому, что люди нас видят не такими, какими мы являемся на уровне личности, а такими, какими мы себя им показываем. А поскольку мы это делаем каждый день, то и сами склонны считать себя именно такими. Попробуйте сейчас мысленно себя описать, каким вы себя ощущаете, кто вы? Каков ваш характер и как вы относитесь к другим людям? Не поленитесь, потратьте на это 5-7 минут и только после продолжайте читать дальше. Подумайте, когда мы даем себе оценку, то на что мы смотрим в первую очередь? На явное своё поведение или то, какими мы являемся внутри?

Пример из практики:

"Я уважаю своих родителей. Я их всегда называл на Вы. Нас так воспитывают, мы очень чтим отца и мать." – говорит уроженец одного восточного края. Я же параллельно вижу, как он относится к своим родителям в действительности, как в нём тихо клокочет всё от невысказанного протеста. Он очень зол, но как только выходит на связь с отцом или матерью, тон его становится спокойным и покорным, что-то, что намного сильнее его протеста, не позволяет ему даже намекнуть родителям на своё с ними несогласие. О каком уважении может идти речь? Только о внешнем. Но родители именно этого от него и требуют, им другого не нужно. Но почему? Потому что они сами не уважают своего ребенка. Кто будет навязывать чувство долга, мотивируя его тем, что они являются его родителями и этим всё сказано? Человек, которому безразличен другой человек. То есть родителям заведомо безразлично мнение ребенка, его чувства и мысли, они это всё напрочь отсекают одним словом: "Должен", тем самым запрещая человеку самостоятельно прийти к уважению и любви. А к нему ведь действительно, нужно ещё прийти, потому что опять же, чудес не бывает, и настоящее уважение на ровном месте не рождается.

Так часто мы требуем уважения с тех, кого сами не уважаем. И мы так профессионально орудуя социальными догмами, этого не замечаем, будто имеем на это уважение неоспоримые права. При этом требуя его мы добиваемся лишь того, что человек начинает нас не любить. Чем больше он подчиняется нам, тем меньше любви для нас в нем остаётся. И ведём мы себя так, потому что когда-то наши собственные родителя вели себя с нами так. И данная модель поведения таким образом качует из поколения в поколение. Напомню, что копирование негативной модели происходит только в момент обиды и никак иначе.

Но проблема даже глубже, поскольку обрекает последующие поколения на деградацию, ведь родители заведомо ставят себя выше своих детей, и не отпускают этого убеждения на протяжении всёй своей жизни. Дети, слушаясь родителей, как им было велено социумом, вынуждены считать себя ниже своих родителей потому, что так положено считать. И таким естественным образом поколение детей становится ниже поколения своих родителей. И странно ожидать иного. Если мы видим факт, но не видим логику в происходящем, значит мы просто что-то с чем-то не сопоставляем.

Эта проблема касается не только семей восточного этноса, её элемент присутствует и подавляющего большинства русских семей. Ребенок с рождения смотрит на себя глазами родителей, познает себя через них. С чего он будет себя уважать, если видит, что его не уважают главные для него люди?

Но кажется я несколько ушла в сторону, этим примером я хотела показать, что молодой человек думает, будто уважает своих родителей. Он искренне считает, что любит своих отца и мать. Он в этом уверен, и будет уверен до тех пор, пока не начнёт соотносить внутренний план с внешним и не увидит противоречий в сопоставлении этих двух уровней. В какой-то мере юноша прав, ведь его сознание по большей мере смещено на физический уровень, то есть на уровень социальной маски. А на уровне маски он действительно их любит. В этом и заключается светлая сторона луны. Свет, но каков этот свет.

Проекция Высшего Я

Сразу хочется в этом месте оговориться. Не думайте, что социальная маска это что-то неживое, ненастоящее. Она очень даже живая, и вполне себе настоящая, умеет чувствовать, переживать, здесь есть боль и даже сочувствие. И относится к ней, соответвенно, надо как к живой, и это будет честно. Пусть она не есть ядро, но считает себя таковым, пусть у неё куча заблуждений на свой счет и на счёт других людей, она всё равно живая, и этого со счетов не скинуть. И хотя бы по одному этому она тоже достойна любви и уважения, как достойно любви и уважения любое проявление жизни. С этой точки зрения социальная маска проекция личности, её отражение, тень. Вселенная фрактальна, помните? Поэтому нет нам начала и конца. И нам стоит относиться с уважением как к чужим маскам, так и собственной социальной маске, потому что тут жизнь, тут боль и радость. В некотором смысле играемая нами социальная роль – это целостное существо, в нем много заблуждений и пробелов и оно на связи с личностью. В данном случае Личность для своей социальной маски выступает как Высшее Я. Личность познает себя через призму Социальной маски. Полностью познанная маска становится сознательной. Человек её при этом любит, какую бы дурную роль она не играла, он её понимает и знает, ни за что не судит и в любой момент может вносить коррективы в поведение маски.

Ходжа Насреддин

Такой человек может в любой момент снять свою маску. Как правило, это весьма шокирует публику. Может вам припомнится случай, когда вы ожидаете одного от человека, а он вдруг начинает играть совершенно не по сценарию, и у вас в голове не укладывается, как такое возможно. И правильно не укладывается, потому что в сценарии этих строк нет, и вы сейчас присутствуете при уникальном моменте, когда пьеса не играется, а пишется. Ближайший пример литературного персонажа с сознательной социальной маски, который пришёл в голову, это Ходжа Насреддин, которого в своей повести превосходно показал Леонид Соловьев. Маску Насреддина нельзя назвать полностью осознанной, но во всяком случае она сознаваема им настолько, что он может её снимать и одевать. Разумеется, эти примеры есть и в жизни, а классическая литература даёт нам своего рода подсказки, стрелки и путевые знаки.

Выражение "Встречают по одежке" означает, что мы встречаем людей по тому, какими они себя считают, а не по тому, какими они являются на уровне личности. И как видите, дело не в том, что человек пускает пыль в глаза другим. Он этим не занимается, ведь пыль в его собственных глазах, он вовсе не лжёт, он так думает, обманутый самим собой. Он не лжёт, но он лжёт. В этом заключается суть неосознанной лжи. В этом вообще заключается суть лжи, но о ней не в этой статье.

Раз уж мы привели пример сознаваемой маски, то будет честным показать её антипод, маску несознаваемую. Достаточно недавно вышел фильм, являющийся прекрасной её иллюстрацией. "Аферистка" показывает, сколь сильна и виртуозна она может быть в своём дремучем сне. При этом даже раскрыв мотивы, очень сложно поверить в несознаваемость, роль кажется вполне сознательной. Да, но она сознаваема на каком уровне? На уровне эга, не на уровне личности и уж тем более не на уровне души. Через такую маску, которая практически полностью подавила личность, саму личность увидит тоже, только виртуоз, то есть тот, на ком маска в той же степени сознаваема, сколь она несознаваема на главном персонаже фильма "Аферистка" Дж. Блэйксона.

Пример неосознанной маски

Каким будет воспринимать этого человека его окружение? Добросовестным, уважающим людей? Те, кто соответствующего опыта ещё не имел, будут верить этому человеку, а если и нет, обойти его при пересечении путей практически невозможно, поскольку всё происходит на слабоосознаваемых нами тонких планах. Люди будут сталкиваться с грубейшим неуважением по отношению к себе. На уровне личности этот человек даже не будет понимать, что нанёс удар. На уровне эга этого человека удар более чем оправдан. И потому, сознательно, никакого удара он не наносил, он просто таков, каков есть, ни больше, ни меньше. В фильме показана очевидная роль несознательной маски, но в жизни эта роль почти всегда не столь очевидна и потому значительно коварнее. В фильме "Аферистка" показан вовсе не апофеоз несознательной маски.

Замечу, что в фильме "Аферистка" можно также понаблюдать, как происходит серьезное изменение в социальной маске главной героини. А разумеется оно происходит прежде всего на уровне личности, и только после на уровне маски, просто в фильме показана лишь верхушка айсберга. В какой-то момент героиня фильма сталкивается с теми самыми сложными обстоятельствами, которые просто не могли не произойти. Коса нашла на камень. Как я и писала в предыдущей статье, миновать эти события во-первых, нельзя, во-вторых, после такого столкновения возможны только два варианта развития, личность либо опомнится, либо заснёт ещё более глубоким сном. То есть наша аферистка в конце фильма уже не та же самая личность, какой была в его начале. Как нет предела восхождению, так нет его и при нисхождении, мы беконечны, смещается (расширяется или сужается) только наше сознание на этой бесконечности. Так мы определяем во Вселенной своё место.

Вот так кратко можно объяснить суть социальной маски, что она такое есть, откуда происходит, и что делает. Степень сознательности рассмотрена, исходя из того, что исходным центром индивида является Личность, а не Эго и не Душа. То есть сознательность мы смотрели относительно нашей личности, поскольку именно она является главным действующим лицом в нашей физической реальности.

Помните, мрак силен своей несознательностью. И осветить его можно только одним путем, увидеть её. Не борьбою, а только прозарливостью. И недоверчивость не спасёт и не скроет, кроме того, недоверчивость перекроет выход на нужных вам людей. Только прозарливость, которая в свою очередь развивается усилением собственной сознательности, познанием самого себя, работая со своим собственным материалом, то есть со своею социальной маской.


Стрелка наверх